kolhozsity (kolhozsity) wrote,
kolhozsity
kolhozsity

Categories:

ИНТЕРЕСНЫЕ БИОГРАФИИ. СКАЗОЧНИК ВСЕЯ РУСИ.

Я уже как-то писал об русском этнографе С.В.Максимове и многократно цитировал здесь его книги. Теперь, хотелось-бы уделить немного внимания коллеге и современнику Сергея Васильевича, русскому собирателю фольклора и исследователю духовной культуры славянских народов, историку-дилетанту и литературному хулигану Александру Николаевичу Афанасьеву.

Такой вот носатый-бородатый-лысый дядька.
Afanasev

Очень любопытна его биография. Родился Афанасьев в маленьком провинциальном городишке, окончив гимназию, покинул родные пенаты и поступил на юридический факультет Московского университета. По окончанию учёбы, устроился в архив Министерства иностранных дел. В этом тихом месте он протирал штаны 13 лет дослужившись до должности правителя дел комиссии печатания государственных грамот и договоров.  Параллельно увлекался этнографией, славянским фольклором погружаясь всё глубже и глубже в народное творчество. Успешно публиковался в «Современнике», «Отечественных записках» и других литературных журналах.

Казалось бы, какие неприятности могут произойти в жизни тихого архивиста-сказочника.   Однако, как показали дальнейшие события, полное погружение в наш народ - чрезвычайно опасно для карьеры. В 1860 году Афанасьев издал сборник «Русские народные легенды». Он включал в себя 33 рассказа о жизни святых и Христа с точки зрения народа. Из него представители РПЦ с удивлением узнали, что мнение народа о библейских событиях сильно отличается от позиции официальной церкви. Реакция Синода была на редкость идиотской – книгу просто запретили. Удивительно, что вместе с книгой не запретили сам народ.




Свой следующий провокационный труд - «Народные русские сказки не для печати» (Заветные сказки) Афанасьев публиковать в России уже не рискнул. Рукопись была переправлена в Европу и напечатана в Женеве. Один советский учёный позднее с гордостью напишет: «Антипоповские и антибарские сказки напечатать было невозможно в России».
Конечно, сказки не отличались особой толерантностью к этим сословиям, но причина была всё же гораздо прозаичней. Сборник содержал откровенно порнографические тексты, так что, несмотря на невольно полученный статус угнетаемого кровавым царским режимом писателя, это сборник не рискнули выпустить и при советской власти.


После подобных, неблагонадёжных с точки зрения властей, выходок, карьера архивиста быстро пошла под откос. В 1862 году в квартире Афанасьева был произведён обыск, а с тёплым местом в МИДе пришлось расстаться. Однако историк не сдался, нашёл должность похуже, журналы для своих публикаций попроще и спустя несколько лет выдал на гора главный, по его мнению, труд своей жизни  - «Поэтические воззрения славян на природу» аж в трёх томах.

afanasiev-1869
Реакция современников на очередной литературный проект Афанасьева была неоднозначной. Профессиональные историки, читая этот труд, откровенно плевались, а известные писатели-народники, не гнушались его частенько цитировать. Несмотря на сомнительную достоверность собранных там материалов, в наше время книга стала одним из немногих источников знаний, о дохристианских верованиях славян. По этой причине она сейчас чрезвычайно популярна у неоязычников.

Однако, свой след в истории Афанасьев оставил не своими скандальными публикациями, а классическим сборником
народных русских сказок. Над ним он трудился практически всю жизнь.
Полный свод из шестисот сказок был задуман как учёное пособие, «по образцу издания бр. Гриммов» и, по мнению самого составителя, не был предназначен для детской аудитории. «Народные русские сказки» печатались в восьми выпусках с 1855 по 1863 год, а в дальнейшем переиздавались множество раз. Иллюстрации к этим книгами рисовали (и продолжают рисовать) лучшие художники.

Afanasyev's_Russian_Fairy_Tales-cover
Иллюстрация Ивана Билибина, 1902г.
Bilibin._Baba_Yaga Василиса Прекрасная

Иллюстрация Бориса Забирохина, 2008г.
Zabirohin1 Борис Забирохин

Следующим логичным шагом Александра Николаевича стал выпуск в 1870 году сборника «Русские детские сказки». Он планировал сделать это ещё когда готовил к печати полное собрание сказок: «…я решился выпустить для детей отдельное издание, не удерживая областных особенностей говора, не обременяя книгу примечаниями и выбравши из нескольких вариантов лучшие по рассказу».

После предыдущих, совсем не детских, литературных экспериментов Афанасьева, публика и критики этот сборник встретили настороженно. Сам автор искренне надеялся что «…найдутся дети, которым отцы и матери не побоятся давать читать сказки…», однако цензура сочла несколько сказок из книги неприемлемыми и вредными, о чём уведомила все учебные заведения страны. Ситуация уникальнейшая. По сути, самобытную народную культуру которую старательно собирал Афанасьев, государство этому народу изучать настоятельно не рекомендовало.

«Русские детские сказки» стали последним трудом Афанасьева. Спустя год он скончался от чахотки в возрасте всего 45 лет. В 1866 году книга была всё же переиздана. С тех пор она выдержала более 25 изданий, не считая бесчисленных сокращённых версий и сейчас, в России, наверное, сложно найти хоть одного человека, не знакомого с этими сказками.

Вот такая короткая, беспокойная жизнь была у Русского «брата Гримм». Удивительно, что тихий сказочник смог навлечь на себя гнев родного государства, что этнограф-любитель создавал книги необычайно популярные до сих пор, но факты  - вещь упрямая. Такие люди как Афанасьев умудряются находить приключения и остаться в памяти потомков, даже не выходя всю жизнь из своего кабинета. Без них наша история была бы очень скучна.


Tags: Афанасьев А.Н., Интересные биографии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments